Се Бо Понедельник, 29.11.2021, 09:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Онтология [5]
Гносеология [0]
Методология [1]
Этика [0]
Эстетика [0]

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Философия » Методология

Бондаренко С.В., Снагощенко А.В. Философские проблемы фундаментальных понятий: «бесконечность», «гравитация».
Бондаренко С.В., Снагощенко А.В.


ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ: «БЕСКОНЕЧНОСТЬ», «ГРАВИТАЦИЯ»


УДК 113/119

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Вселенная как целое – наиболее общий космологический объект науки космологии. Вселенная, включающая в себя всю материю, характеризуется несотворимосгью и неуничтожимостью, количественной неисчерпаемостью, бесконечным многообразием свойств, связей, форм бытия и тенденций развития. Таким образом, Вселенная как целое – бесконечна. Современные взгляды на Вселенную как на бесконечный космологический объект базируются на общемировоззренческой и общефилософской доктрине о бесконечности, которая отражает неограниченное многообразие материального мира в пространстве и во времени [4, с. 205, 44, 76; 3, т. 2, с. 476].

1.2. Для построения теорий и моделей Вселенной в космологии используются так же данные астрономических наблюдений и экспериментальной физики, основные физические теории, описывающие законы движения материи. В физике, согласно положению о взаимодействиях материальных объектов, гравитация (тяготение) относится к одному из фундаментальных типов взаимодействия. Данное положение основано на общемировоззренческой и общефилософской доктрине о движении как всеобщем свойстве материи, включающем, помимо других форм движения, гравитационное взаимодействие материальных объектов, тел [3, т. 2, с, 476, т. 1, с. 263; 4, с. 65, 105].

1.3. Указанные общемировоззренческие и общефилософские доктрины проблематичны, содержат «неразрешимые» противоречия, и поэтому не могут быть использованы в качестве концептуальной базы для мировой науки в том числе для космологии. Ученые, следуя глобальным общемировоззренческим и общефилософским доктринам, общенаучным взглядам и понятиям, не связывая с ними проблемы космологии, склонны повторять и воспроизводить ошибки и противоречия, заключенные в этих доктринах и подходах.

1.4. В данном докладе авторы показывают, какие «неразрешимые» противоречия заключают фундаментальные понятия – «бесконечность» и «гравитация», применяемые в космологии, указывают на проблематичность дальнейшего некритичного использования этих понятий в науке, показывают непригодность метода абстрагирования для образования любых понятий. Помимо этого авторы ставят задачу по реформированию общемировоззренческих и общефилософских доктрин и концепций, устранению противоречивых определений фундаментальных понятий, разработке непротиворечивой альтернативной мировой науки, в том числе непротиворечивых космологических теорий и моделей Вселенной.


2. «БЕСКОНЕЧНОСТЬ»

2.1. Согласно традиционному определению, понятие «бесконечность» отражает общий характер материального мира в виде его неограниченного многообразия в пространстве и во времени. Тем не менее, в виду общемировоззренческой и общефилософской доктрины о материальности мира, о материи как объективной реальности, существующей вне и независимо от человеческого сознания и отражаемой им, понятие «бесконечность», которое могло бы отразить все бесконечное многообразие материального мира, невозможно образовать [5, с. 57; 4, с. 44].

2.2. Материя по определению, хота и охватывает бесконечное множество реально существующих материальных объектов и систем, не существует иначе, как в конкретных формах этих материальных объектов и систем. Каждый объект материального мира конечен я имеет определенные границы – пространственные, временные, количественные, качественные и др. Исходя из этого, объективная реальность, материальный мир и материя не имеют бесконечных объектов. Это означает наличие в материальном мире только ограниченного многообразия материальных объектов и систем как объекта практической и познавательной деятельности. Следовательно, понятие «бесконечность», которое якобы .отражает «неограниченное многообразие материального мира в пространстве и во времени», относится к чему-то иному, но никак не к материальному миру, многообразие которого ограничено и конечно. Кроме этого «бесконечное многообразие» как объект нельзя окончить, ограничить, определить и познать, а значит отнести к действительности, включить в деятельность и использовать каким-либо способом [4, с. 252; 5, с. 349].

2.3. Помимо проблем с бесконечными объектами, понятие «бесконечность» содержит трудности, связанные с операцией отражения бесконечных объектов. Понятие «бесконечность» по определению отражает неограниченное многообразие материального мира в пространстве и во времен. Технология концепции отражения требует наличие первичности и независимости материального объекта отражения по отношению к отражающему субъекту, который вторичен и не может отразить в понятии материальный объект, не существующий вне и независимо от данного субъекта. Очевидно, что никакой субъект не в состоянии с помощью технологии и концепции отражения сформировать знание о «бесконечном многообразии материального мира», которое соответствовало бы понятию «бесконечность». Принцип адекватности процесса отражения требует соответствия результата отражения отражаемому; объекту. В случае с бесконечным многообразием материального мира и его отражением в понятии «бесконечность», указанный принцип адекватности не выполняется, поскольку невозможно получить соответствие отражения отражаемому в виду неисчерпаемости, неопределенности, необозримости последнего. Конечно, определенную ограниченную часть бесконечного многообразия материального мира отразить можно, но тогда полное бесконечное многообразие всего материального мира теряет, как минимум, познавательное, а то и онтологическое, мировоззренческое значение как не соответствующее действительности. Понятие «бесконечность» как отражение «бесконечного многообразия материальною мира» не адекватно отражаемой действительности – материальному миру, который относительно отражающего субъекта всегда выступает как определенная ограниченная часть объективной реальности. Так что понятие «бесконечность» не отражает бесконечного многообразия объективной реальности [4, с. 454 – 455; 2, т. 1, с. 14 – 20,т. 2, с. 10 – 24].

2.4. Как видно, понятие «бесконечность» образовано вне всякой зависимости от объективной реальности, материального мира, а так же вне технологии и концепции отражения и принципа адекватности отражения отражаемому. Скорее всего, понятие «бесконечность» отражает объекты, явления или процессы, которых нет в объективной реальности, материальном мире. И это уже общенаучная проблема, которая становится: очевидной, после выявления противоречий, заключенных в определении понятия «бесконечность».

2.5. В связи с этим авторы доклада предлагают сформулировать несколько проблемных вопросов о бесконечности, решение которых способно изменить фундаментальные общемировоззренческие и общефилософские доктрины и общенаучные взгляды на объективную реальность, материальный мир и проч.:
1) К чему относится «бесконечное многообразие», если не к материальному миру?
2) Для чего установлено и используется понятие «бесконечность»?


3. «ГРАВИТАЦИЯ»

3.1. Согласно традиционному определению, понятие «гравитация» отражает универсальный и фундаментальный тип взаимодействия между любыми видами физической материи, материальными объектами, тепами [1, т. 2, с. 513].

3.2. В соответствии с общемировоззренческой и общефилософской доктриной о материальном единстве мира, в мире нет ничего, что не было бы конкретной формой материи, ее свойством или проявлением ее свойств и взаимосвязей. Материальное единство мира проявляется во всеобщей связи явлений, в наличии у всех видов материи таких универсальных и всеобщих свойств, как движение, пространство, время, способность к саморазвитию и проч. Всеобщая связь явлений представляет собой результат универсального и всеобщего взаимодействия всех предметов и явлений материального мира. Эта связь выражает структурное внутреннее единство всех элементов и свойств в каждой системе, а так же бесконечно разнообразные связи и отношения данной системы с другими окружающими ее системами или явлениями [4, с. 136].

3.3. Таким образом, указанная общемировоззренческая и общефилософская доктрина о материальном единстве мира требует рассматривать любой тип движения и взаимодействия, к которым относится и гравитационное взаимодействие, исключительно в качестве неотъемлемых и всеобщих свойств материи в целом, материальных объектов, систем и тел в частности [4, с. 65, 105] Однако дальнейшее рассмотрение этой доктрины показывает противоречивость и невозможность положения о том, что движение и взаимодействие тел, в частности гравитационное взаимодействие, являются неотъемлемыми свойствами этих тел и систем тел. Напротив, силы, обуславливающие все виды и типы движения и взаимодействия, действуют вне материальных объектов, систем и тел.

3.4. По определению гравитационное взаимодействие, как и любое другое, представляет собой процесс взаимного влияния материальных объектов, тел друг на друга путем переноса материи и движения. Взаимодействие определяет существование и структурную организацию всякой материальной системы, ее свойства, ее объединение наряду с другими телами в систему большего порядка. Из концепции всеобщего взаимодействия материальных объектов или тел друг с другом, следует, что в материальном мире нет и не может быть таких объектов или тел, которые могли бы существовать вне какой-либо системы, вне какого-либо взаимодействия [4, с. 65]. Любая система, в свою очередь, характеризуется совокупностью элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство [4, с. 408]. Любые материальные объекты, тела, составляющие какую-либо систему, представляют собой элементы этой системы. Элементы системы всегда рассматриваются как неделимые [4, с. 535]. Они не обладают свойствами системы. Таким образом, гравитационное взаимодействие, изменяющее положение тел – элементов системы – относительно друг друга, изменяет свойства системы, то есть отношения и связи между элементами системы, но не затрагивает состояние и свойства самих тел, остающихся неизменными и неделимыми в качестве элементов данной системы. Кроме того, по определению материальные объекты, тела, являющиеся элементами системы объектов, тел, не могут инициировать изменение собственных свойств и свойств системы, которую они составляют. Система материальных объектов, тел так же не может изменять свойства самой себя по определению. Системы материальных объектов, тел, являющиеся элементами систем большего порядка, неделимы как элементы этих систем и не имеют структурной организации и других свойств системы как таковой. Поэтому изменение свойств системы большего порядка не может определять изменение свойств систем меньшего порядка, являющихся элементами систем большего порядка.

3.5. Так, несмотря на положения общемировоззренческих и общефилософских доктрин о материальном единстве мира и о движении и взаимодействии как всеобщих свойствах материи, гравитационное взаимодействие не может быть свойством ни материальных объектов и тел, ни систем, состоящих из них. Так же свойства системы и составляющих ее элементов не могут обуславливать и определять взаимодействие элементов этой системы и изменение свойств самой системы. Соответственно, свойства тел, элементов системы, (энергия, масса, плотность и пр.) и свойства системы тел (взаимосвязи и законы .взаимосвязей между телами) не могут определять взаимодействие и движение (сближение, отдаление) тел в рамках данной системы.

3.6. Таким образом, если система материальных тел и ее элементы не обуславливают движения и какого-либо типа взаимодействия, например гравитационного, а движение и взаимодействие не влияет на свойства материальных тел, то и движение, и любой тип взаимодействия, в том числе и гравитационное, принадлежит чему-то внешнему, не относящемуся ни к системе материальных тел, ни к ее элементам. Однако утверждение о принадлежности движения и взаимодействия чему-то внешнему, не относящемуся к материальному миру, дискредитирует и обесценивает .общемировоззренческую и общефилософскую доктрину о материальном единстве мира и о движении и взаимодействии как всеобщем свойстве материи.

3.7. Исхода из этого, авторы доклада предлагают следующие проблемные вопросы о гравитационном взаимодействии, решение которых способно изменить фундаментальные общемировоззренческие и общефилософские доктрины и общенаучные взгляды на объективную реальность, материальный мир и проч.:
1) Свойством чего является «гравитационное взаимодействие», если оно не может быть свойством материальных объектов, тел?
2) Для чего установлено и используется понятие «гравитация»?
3) Что определяет «гравитационное взаимодействие» материальных объектов, тел?


4. «АБСТРАКЦИЯ»

4.1. В соответствии с вышеуказанными общемировоззренческими и общефилософскими доктринами, понятия «бесконечность» и «гравитация» могли быть получены в результате применения метода абстрагирования. Однако этот метод не дает полного знаний об объективной реальности, либо вообще не дает никакого знания о материальном мире.

4.2. Доктрина о бесконечном многообразии материального мира ограничивает возможности отражения в процессе образования понятий: нельзя буквально отразить бесконечное многообразие материального мира. Тем не менее, для утверждения указанной доктрины о бесконечном многообразии материального мира, ученые традиционно пользуются методом абстрагирования. Метод абстрагирования заключается в формировании образов реального мира (представлений, понятий, суждений) посредством операций отвлечения и пополнения (наделения), то есть путем использования (или усвоения) лишь части из множества соответствующих данных и прибавления к этой части новой информации, не вытекающей из этих данных [5, с. 6 – 7]. Понятия, образуемые путем отвлечения от ряда свойств отражаемых материальных объектов или путем наделения их новыми свойствами, ни в том, ни в другом случае не будут адекватно отражать данные материальные объекты. Так, единство свойств любого материального объекта означает и определяет его качество. Качество же любого материального объекта связано с ним как с целым, содержит совокупность всех его свойств и, тем самым, определяет его бытие [4, с. 186 – 187]. Поэтому при образования понятия о материальном объекте путем метода абстрагирования, невозможно получить в результате понятие, которое бы отражало именно этот материальный объект. В результате отвлечения от ряда свойств материального объекта или наделения его новым свойством получается новое качество, новое бытие, новый объект, – не тот, по поводу которого проводились операции абстрагирования. Таким образом, понятия, полученные путем применения метода абстрагирования, не могут быть связаны с объективной реальностью через ее отражение в данных понятиях. Поэтому понятия «бесконечность» и «гравитация», которые, очевидно, образованы о помощью метода абстрагирования, не могут иметь отношение к объективной реальности, материальному миру, несмотря на общемировоззренческие и общефилософские доктринальные ограничения на существование чего-либо вне материального мира.

4.3. Авторы доклада предлагают следующие проблемные вопросы о методе абстрагирования, решение которых способно изменить фундаментальные общемировоззренческие и общефилософские доктрины и общенаучные взгляды на объективную реальность, материальный мир и проч.:
1) Что отражают понятия, если они не отражают реально существующие предметы и явления (объективный мир, материю)?
2) Как познать объективный мир, материю, если метод абстрагирования не позволяет его познать?


5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

5.1. Таким, образом, из рассмотрения двух из всех фундаментальных понятий науки космологии – «бесконечность» и «гравитация» – видно, что они и их определения выдержаны в строгом соответствии с общемировоззренческими и общефилософскими доктринами и содержат те же противоречия и ошибки, что и эти доктрины. Указанные фундаментальные понятия могут отражать все, что угодно, но только не ту объективную реальность, которую декларируют указанные доктрины. Никакие гипотетические и экспериментальные попытки физиков, космологов и других ученых в рамках частных наук в прежние и новые времена, видимо, не в состоянии преодолеть явные, и для них очень трудные противоречия, содержащиеся в фундаментальных понятиях и доктринах.

5.2. Авторы, по сути дела, уже начали работу по глубокому и всестороннему реформированию всей мировой науки. Этот доклад – еще один шаг. В нем авторы на примере всего двух понятий («бесконечность», «гравитация») и метода абстрагирования применяют новый авторский метод выявления недопустимых противоречий в фундаментальных понятиях и доктринах. Конечно, фундаментальные ошибки мировой науки не лежат на поверхности, – они хорошо скрыты и не видны ни с первого, ни со второго, ни с третьего и т. д. взгляда. Создается общее впечатление, что ошибки и противоречия так хорошо скрыты и замаскированы нарочно, с определенной целью, которая, опять же, скрыта.

5.3. Так или иначе, но в современной мировой науке, очевидно, нет методов выявления недопустимых противоречий в фундаментальных понятиях и доктринах, их возможной ангажированности. Поэтому новый авторский метод, результаты применения которого показаны в этом докладе, может быть с успехом использован для разработки новой непротиворечивой альтернативной мировой науки.

5.4. Ответы на проблемные вопросы, поставленные в докладе, могут быть получены в результате применения нового авторского метода. Но они – это уже следующий шаг на пути глубокого и всестороннего реформирования мировой науки. Авторы этого доклада предлагают ученым, научным работникам, всем, кто примет решение основательно ознакомиться с новым авторским методом и принять участие в разработке новой непротиворечивой альтернативной мировой науки, обратиться к ним через организаторов конференции.

14 октября 2000 г.


ЛИТЕРАТУРА

1. «Большой энциклопедический словарь: В 2-х т.» / Гл. ред. А. М. Прохоров – М.: Сов. Энциклопедия, 1991 г.

2. «Материалистическая диалектика. В 5-ти т.» / Под общ. ред. Ф. В Константинова и В. Г. Марахова; отв. Ред. Ф. Ф. Вякерев – М,-: Мысль, 1981 г.

3. «Физическая энциклопедия» / Гл. ред. А. VI. Прохоров. Ред. кол. Д. М. Алексеев, А. М; Баддин, А. М. Бонч-Бруевич, А. С. Боровик-Романов и др. – М.: Сов. Энциклопедия, 1988 г.

4. «Философский словарь: 6-е изд., перераб. и доп.» / Под ред. И. Т. Фролова– М.: Политиздат, 1991 г.

5. «Философский энциклопедический словарь» / Редколл.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. – М.: Сов. Энциклопедия, 1989 г.
__________
* Доклад представлен на Украинско-российской гравитационной конференции «Гравитация, космологии и релятивистская астрофизика», состоявшейся в г. Харьков (Украина) 8-10 ноября 2000 г..

Категория: Методология | Добавил: Se-Bo (12.08.2010) | Автор: Бондаренко С.В., Снагощенко А.В. E
Просмотров: 2106 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Новые статьи
[22.11.2010][Пенсионное]
Дети войны. Примеры заявлений в Пенсионный фонд Украины (2)
[12.08.2010][Методология]
Бондаренко С.В., Снагощенко А.В. Философские проблемы фундаментальных понятий: «бесконечность», «гравитация». (1)
[04.08.2010][Общение]
Богдаренко С.В. Лига игроков. Пример четвертый. (0)
[04.08.2010][Общение]
Богдаренко С.В. Лига игроков. Пример третий. (0)
[04.08.2010][Общение]
Богдаренко С.В. Лига игроков. Пример второй. (0)

Новые книги
[11.08.2010][Методология]
Бондаренко С.В., Снагощенко А.В. Полисистемная глобальная идеология. Проблема научных фальсификаций. (1)
[11.08.2010][Онтология]
Иванов Е.М. Онтология субъективного. (0)
[04.08.2010][Онтология]
Корнев В.В. Вещи нашего времени: элементы повседневности: монография. (1)
[04.08.2010][Онтология]
Корнев В.В. Система вещей в антропологической перспективе: монография. (0)
[07.07.2010][Онтология]
Бондаренко С. В. Реформа онтологии. Начало нового миропорядка. (0)

Се Бо в сетях
  • SciPeople.ru
  • Facebook.com
  • ВКонтакте.ру

  • Друзья сайта
  • ОО "Справа Народу"
  • ОО "Система Терминов"

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz

  • Copyright © Се Бо, 2005 - 2021Создать бесплатный сайт с uCoz